Я начинающий водитель и пройдя длинный путь от мучительных сомнений в своей обучаемости, адекватности и способности к многозадачности до момента, когда я стала реально наслаждаться вождением, хочу поделиться накопленным опытом, наблюдениями, ошибками и победами.

Права я получила в далеком 1996 году, когда мне только исполнилось 18 лет, но дальше успешной сдачи экзамена дело не пошло. Я немного поездила на папиной «копейке», которая была в весьма преклонном возрасте и уставшем состоянии. Поскольку я умудрялась глохнуть на каждом светофоре и пересчитывать все ямы на пути следования, то обрела твердую уверенность, что управление транспортным средством – не моя сильная сторона. И не возвращалась к этому щепетильному вопросу долгие 24 года.

Потом грянул карантин, проблемы с городским транспортом, желание максимально изолироваться от посторонних, а главное, мы стали работать с мужем в разных городах и видеться только на выходных. Так было принято решение мне вновь сесть за руль, хотя я напрочь забыла в каком порядке расположены педали и что значат большинство знаков дорожного движения. Но перефразируя известное изречение, решила “Плох тот пешеход, который не мечтает стать водителем”. Так что переходим от лирики и воспоминаний к практическим советам.

Хотя в моем случае не было необходимости идти на курсы в автошколу, ведь права категории «В» все это время пылились у меня на полке, но оглядываясь в прошлое понимаю, что подобные подсказки несомненно увеличили бы шансы моей дружбы с автомобилем намного раньше.

  1. Купите печатную версию ПДД.

Для начала пролистайте их несколько раз, чтобы иметь общее представление о содержании. Бумажный носитель актуален во все времена и в дальнейшем вы можете выделить наиболее важные моменты, «загнуть страничку», визуально запомнить расположение текста в брошюре. Это значительно способствует запоминанию.

  1. Мобильное приложение.

Закачайте современное приложение для смартфона, с правилами, знаками, билетами и прочей полезной информацией. Оно поможет эффективно использовать каждую свободную минуту, где бы вы ни находились: в маршрутке, в длинной очереди на кассе или у врача, даже на нудном совещании у начальника.

  1. Выбор инструктора.

Когда вы пройдете основные разделы правил и начнёте понимать общую картину – что и как происходит на дорогах, приходит пора практических занятий по вождению. По моему мнению, правильный выбор «своего» инструктора это 50% гарантии, что у вас получится стать уверенным водителем. Остальные 50% это, конечно, знание ПДД и осознание серьезной ответственности перед собой и другими участниками дорожного движения.

В поисках инструктора я обзвонила автошколы города и, объяснив, что мне нужно восстановить практические навыки, получила телефонные номера нескольких человек, которые берут такого рода подработку.

Одним оказался мужчина около 60 лет, опытный, вежливый, но беспокойный от слова «очень». Поскольку дороги в городе мягко говоря оставляли желать лучшего, то для сохранности его автомобиля максимальная скорость, которую мне разрешалось развивать, была 30км/час. При этом он постоянно держался за руль одновременно со мной, и давил на свой комплект педалей быстрее, чем я успевала сообразить, какое действие следует совершить. Поездки на автодром, куда я просилась, чтобы попрактиковаться в маневрах и парковке, тоже не приветствовались. Оказалось, это приводит к перегреву двигателя и износу резины из-за поворотов колес без движения. Поездив с ним несколько занятий, я поняла, что являюсь скорее пассажиром, чем водителем и трачу деньги на ветер.

Вторым инструктором был парень немного за 30 лет и тут всё было с точностью до наоборот. Очень доброжелательный и абсолютно уверенный в победе, он до последнего не вмешивался в мой процесс езды, терпеливо объясняя, что и когда нажимать. Даже когда я откровенно тупила, опускала руки и была готова сама себя высадить из машины, он находил слова поддержки и убеждения.

Поэтому настоятельно рекомендую не стесняться и пообщаться с несколькими инструкторами в вашей автошколе. Договориться о пробных занятиях с наиболее подходящими, объяснив, что все люди разные по характеру, темпераменту, манере обучения, и вы хотите понять, возникнет ли взаимопонимание.

  1. Количество практических занятий по вождению.

Я отъездила больше 15 занятий, прежде чем почувствовала себя достаточно уверенно. Тогда мы пересели с инструкторской машины на мой автомобиль, где запасных педалей уже не было. Мне потребовалось ещё 5-6 поездок для «обкатки», пока, наконец, я стала выезжать одна. Так что советую не оглядываться на других учеников, не слушать разговоры, типа “я три раза проехал и всё понял”, и не экономить финансы на этой стадии обучения.

Лучше вы потратитесь на дополнительные занятия, чем потом придется оплачивать ремонт.

  1. YouTube в помощь.

Каким бы идеальным не оказался ваш инструктор, но пару занятий в неделю, половину времени из которых вы либо отвозите предыдущего ученика, либо едете за следующим, не дадут вам возможности проанализировать все ситуации на дороге и отработать необходимые маневры. Поэтому YouTube здесь незаменим.

Я перебрала огромное количество роликов с советами по практике вождения и выбрала для себя двух авто инструкторов, ведущий свои YouTube –каналы. Благодаря таким роликам вы получите представление о габаритах авто, как их измерить и прочувствовать, о способах парковки, нюансах при поворотах, обгонах и перестроениях, а также особенностях вождения в дождь или зимний период, о ваших действиях в непредвиденных ситуациях и многое другое.

  1. Определитесь с местом “хранения” своего автомобиля.

Очень удобно, если новичок будет иметь фиксированное парковочное место – на платной стоянке, во дворе дома или в гараже. Так он сможет быстрее отработать въезд – выезд и не придётся каждый раз нервничать и искать новое место. К примеру, мы договорились на ближайшей от дома стоянке, что мне выделят место рядом с въездом и постом охраны, чтобы не приходилось долго маневрировать среди авто, а в случае непогоды или темного времени суток охранники могли помочь мне с маневрами.

  1. Первые самостоятельные выезды.

У меня не было рядом мужа или знакомых, кто смог бы подстраховать первое время и покататься со мной. У вас есть такая возможность? Конечно же воспользуйтесь!

Я же приклеила знаки «У» и «70» со всех сторон автомобиля и записала на телефон аудио алгоритм своих действий, который прослушивала каждый раз, когда приходила на стоянку за машиной. Звучало это приблизительно так:

“Успокойся и не спеши! Пристегнись!

Продумай маршрут. Вспомни сложные места.

Все действия не парковке совершаем только отпуская и нажимая тормоз. Педаль газа старайся не использовать. Выкручиваем колёса на месте, не в движении!

Помни про полосы движения. При повороте направо занимаем крайне правую, налево – левую!

Оценивай наперёд дорожную обстановку. Фиксируй каждый знак, и повторяй его значение.

Все неадекватны, будь готова ко всему! Поэтому скорость низкая, движения плавные.

Спокойно! Не спеши, не будь самоуверенной!

При движении и остановке держи дистанцию и боковой интервал.

Не поддавайся стадному чувству. Действуй осознанно! Не нарушай правила!

Помни про поворотники! Включай их перед любым малейшим маневром.

Помни про мертвые зоны! При малейшем перестроении в обе стороны не забудь глянуть в боковое зеркало. Справа жди мопеды и велосипедистов.

На поворотах скорость не более 15км, пропускаем встречный транспорт и всех подозрительных лихачей. На кольце пропускаем всех.

Внимание на пешеходов! Они могут возникнуть из ниоткуда. Следи за скоростью!

Концентрация на светофорах! Светофор важнее, чем знаки. Красный, жёлтый стоим, едем только на зелёный!

Главные правила водителя: не спеши, не нарушай, не отвлекайся. Следи за состоянием автомобиля и своим самочувствием! Все хорошо! Ты сконцентрирована и спокойна!

А если не знаешь, как поступить, остановка и аварийная сигнализация!”

Спустя пару недель все действия усвоились до автоматизма. Но поначалу это ощутимо успокаивало и настраивало на спокойную поездку.

  1. Ощущения, эмоции, впечатления.

Я самостоятельно вожу машину всего восемь месяцев. Каждая поездка как очередной экзамен. Бывают победы, когда понимаешь, что уже лучше чувствуешь автомобиль и можешь ехать со скоростью не 35, а 55 км/ч. Что сердце не уходит в пятки, когда обгоняешь мопед или перестраиваешься рядом с крутыми джипами. Что парковка возле магазина вполне осуществима. Что езда по дворовым территориям, с бегающими детьми, дамами с собачками и расставленными в шахматном порядке автомобилями местных жителей, это тоже посильная задача.

А бывает, выходить из авто крайне недовольная собой. Когда забыла снять её с ручника и настойчиво пыталась уехать, или когда в последний момент включила поворотник, введя в заблуждение водителей позади, или зачем-то газанула и проскочила светофор на мигающий жёлтый.

Управление автомобилем – это постоянный самоконтроль, дисциплина и развитие. Получить права – только начало длинного и захватывающего путешествия, где будут происходить самые невероятные ситуации и непредсказуемые события.

Но одно я хочу сказать вам с полной уверенностью, если есть финансовая и физическая возможность, отбросьте все сомнения и страхи и вперёд! Быть водителем – это реально крутой личный комфорт, сэкономленное время, расширение возможностей. А ещё заслуженное чувство гордости за свою смелость и настойчивость!

Всем удачи, все у вас получится!