Если вы заправляетесь только тогда, когда на приборной панели долго горит индикатор резерва топлива, то рискуете не только оказаться в поле, но и повредить двигатель.
Бывает, что нет времени заправить машину вовремя и на пути нет заправки. В новых автомобилях, в которых показывается запас хода по оставшемуся в баке топливу, обычно бывает так, что после выданного электроникой сообщения «диапазон 0 км», вы можете проехать еще не меньше нескольких десятков километров. Но это рискованно. Лучше не допускать наполнение бака топливом меньше чем на четверть. Особенно зимой стоит следить за тем, чтобы в топливном баке было как можно больше бензина.

1.Причины риска вождения с неполным баком топлива
Первой причиной является то, что в незаполненной топливом части бака находится воздух, содержащий водяной пар. В результате перепадов температуры на стенках бака конденсируется пар – так в нем собирается вода. Если ее много, она может замерзнуть, и ледяные пробки заблокируют топливную систему. Небольшие примеси воды вызывают коррозию бака и элементов системы электроснабжения.
Вторая причина: все современные автомобили имеют электрические топливные насосы, которые смазываются и охлаждаются прокачиваемым через них топливом. Между тем их баки все чаще имеют довольно неправильную форму, чтобы их можно было втиснуть в углы кузова автомобиля. В некоторых автомобилях бывает так, что если в баке мало топлива, насос всасывает воздух на поворотах или при торможении и на время теряет смазку, что значительно сокращает срок службы. Это типичный случай для автомобилей, работающих на бензине, владельцы которых заправляют бензина ровно настолько, чтобы его хватило для запуска двигателя. Заканчивается это тем, что топливный насос застревает, и автомобиль перестает работать на бензине. Летом с этим можно смириться, ведь прогретый двигатель можно без особых проблем запустить на газе, а зимой машина отправится в гараж на прицепе.
Причина третья: чем меньше топлива в баке, тем сильнее он нагревается. Это происходит, потому что сгорает только часть топлива, всасываемого из бака насосом – большая часть его возвращается из распределительной магистрали в бак, и оно сильно нагревается насосом и теплом от двигателя. Современные автомобили имеют датчики температуры топлива, и компьютер, если обнаружена проблема, меняет параметры закачки.

2. Риск поломки двигателя
Многократная езда с низким уровнем топлива в баке, как правило, приводит к коррозии компонентов топливной системы изнутри. В новых автомобилях топливные баки обычно делают из пластика, поэтому нет проблем с коррозией топливных баков, а в старых моделях это настоящая катастрофа. Продаваемое в настоящее время топливо из-за примеси биодобавок и другого химического состава, вызывает коррозию гораздо быстрее.
Если где-то в топливной системе появляется ржавчина, ее частицы могут заблокировать топливный фильтр или форсунки карбюратора. В автомобилях с установками на сжиженном нефтяном газе, которые очень часто ездят с почти пустым бензобаком, топливные насосы обычно заклинивают из-за отсутствия смазки. Если уровень топлива низкий, может случиться так, что насос начнет всасывать слякоть, которая скапливается на дне бака.
Вождение со слишком низким уровнем топлива в баке также может привести к неисправностям двигателя, которые трудно диагностировать. В современных дизелях «движение на паре» вызывает значительное повышение температуры масла в баке. Этот параметр постоянно контролируется контроллером двигателя – может случиться так, что агрегат потухнет или после выключения не даст его перезапустить. Управляющие компьютеры учитывают измененные параметры нагретого дизельного топлива и подстраивают под них.
Есть модели, в которых электроника предотвращает вытекание топлива до конца, чтобы защитить компоненты системы впрыска от заклинивания. Когда диапазон приближается к нулю, двигатель может работать как в режиме ограниченной производительности, чтобы заставить водителя заправиться топливом. После заправки симптомы неисправности исчезают.

3. Пусковой «сухой» дизель
После того, как все топливо закончится, самое сложное – запустить старый дизель – в системе впрыска есть воздух, и для его заправки нужно залить топливо в фильтр, использовать специальный насос или даже ослабить патрубки от форсунок, чтобы избавиться от пузырьков воздуха. Без инструментов и мощного аккумулятора это было бы невозможно. Как правило, это не имеет серьезных последствий.
В случае с современными дизелями дело обстоит проще – насосов нет, выкручивать ничего не нужно, дизель не выливается при продувке. Просто заправьтесь и подольше крутите стартер. При таких попытках пуска топливный насос сильно страдает. Даже если он не сразу сломается, через некоторое время могут появиться дефекты – он начнет работать громче или протечет.
Использовать топливо до последней капли в баке – очень плохая идея – вы не только рискуете, что машина простоит на дороге, но и можете ее испортить. Вместо того, чтобы работать на парах, лучше просто чаще заправляться.