Двигаясь на автомобиле по городским улицам или за чертой города, приходится совершать множество разнообразных манёвров. Одним из довольно непростых перемещений для автомобиля является разворот. В зависимости от местоположения и дорожных условий можно различить некоторые особенности выполнения этого манёвра.

Исходя из «Правил дорожного движения», имеется перечень мест, в зоне которых запрещено производить разворот транспортного средства. Категорически запрещено разворачиваться на пешеходном переходе. Также правилами запрещается совершать разворот в местах переезда железнодорожных путей и в пунктах остановки автобусов, троллейбусов и трамваев, исходя из их специального назначения. Трудно развернуться на мосту, в тоннеле, под путепроводом, тем более что правилами такие действия запрещены.

Ещё правила предписывают не совершать разворот, если видимость на участке дороги в каждом направлении меньше 100 метров. При этом пересекать двойную сплошную разделительную линию правила категорически запрещают. Конечно, если очень хочется развернуться в неположенном месте, не следует забывать о том, что такие действия предусматривают административное наказание как минимум в виде штрафа. В худшем случае можно остаться без водительского удостоверения сроком до полугода.

Вообще ПДД определяют все точки, в которых действует запрет на разворот. Имеются в них и указания, в каких условиях можно совершать данный манёвр. Это могут быть перекрёстки, прямые дороги и другие подходящие места. В условиях города проще всего совершать разворот на дорогах с двухсторонним движением. Обычно на таких дорогах разделителем полос выступает прерывистая линия, а во многих местах разметка вообще отсутствует.

Место, выбранное для разворота, должно быть без поворотов или иных помех, которые могут ограничить обзор. В зависимости от ширины дороги, наличия или отсутствия бордюров, совершить манёвр можно либо сразу, либо за несколько приёмов. Если ширина дороги позволяет сразу развернуться, необходимо выполнить ряд действий:

  1. Включить правый «поворотник» и прижаться к бордюру, или съехать на обочину.
  2. Остановиться и убедиться при помощи зеркал заднего вида и поворотов головы, что нет помех для разворота.
  3. Если всё «чисто», нужно обозначить левый поворот и, плавно вращая руль, развернуться. После этого можно спокойно увеличить скорость.

При малой ширине дороги придётся совершать разворот в два приёма. Для этого необходимо, чтобы с правой стороны имелся либо въезд, либо какая-нибудь площадка. Сложности этот манёвр не вызывает, просто необходимо проехать дальше въезда или площадки и, обозначив поворот вправо, остановиться. Желательно при этом находиться подальше от бордюра. Убедившись в отсутствии помех на въезде, включить заднюю скорость и заехать в «карман». Далее необходимо убедиться в отсутствии справа и слева близко расположенных транспортных средств. При отсутствии помех, включив «поворотку», можно повернуть налево.

На дорогах с несколькими полосами движения в каждую сторону и сплошным разделителем разворачиваться можно только в специально предназначенных для этого местах. В этом случае устанавливаются соответствующие дорожные указатели. Подъезжая к месту разворота, необходимо перестроиться в левую крайнюю полосу и включить левый «поворотник». Нелишним будет заранее сбавить скорость движения, чтобы рядом находящиеся водители смогли отреагировать на манёвр. При необходимости нужно дать возможность проехать встречному транспорту и только после этого завершить разворот.

Много споров вызывает совершение подобного манёвра, сопряжённого с выездом на трамвайную линию, идущую во встречном направлении. Его можно выполнять только в том случае, если рельсы располагаются на уровне проезжей части и отсутствуют запрещающие знаки или сплошная разметка, отделяющая трамвайную линию от дороги. Водитель, желающий совершить разворот, обязан пропустить транспорт и трамвай, двигающийся в попутном направлении. Выехав на трамвайные пути (только попутного направления), при условии отсутствия встречного трамвая, необходимо пропустить транспорт, двигающийся навстречу, и только после этого переезжать трамвайную линию встречного направления.

Правилами движения предусмотрен разворот транспортных средств на перекрёстке при условии нахождения авто в крайнем левом положении. Если по причине больших габаритов невозможно правильно выполнить манёвр, можно, соблюдая все требования безопасности, отступить от требования. Конечно, не следует забывать пропускать авто, которые имеют право на преимущественный проезд. При наличии разделительной полосы разворачиваться нужно по дальней дуге. На Т-образном перекрёстке развернуться несложно, главное — не двигаться по встречной полосе или задним ходом.

В общем, в совершении разворота в любом месте нет никаких сложностей. Главное — соблюдать ПДД, и тогда можно избежать штрафов и аварийных ситуаций.