Несколько лет назад Международное общество автомобильной инженерии создало уровневую или ступенчатую модель для автоматизированного вождения. Автомобили сейчас частично автоматизированы, но это не относится ко всем автомобилям.

Каждое новое транспортное средство находится на первом уровне, то есть имеет различные системы помощи водителю. Переход ко второму этапу осуществляется, когда автомобиль оборудован помощником на автомагистрали. В условиях монотонного вождения по автомагистрали он берет на себя продольное и поперечное управление автомобилем, тем самым поддерживая водителя в полуавтоматическом режиме. На третьем уровне основная ответственность за вождение лежит на самом транспортном средстве, а не на водителе, но на сегодняшний день производители транспортных средств избегают подъема на этот уровень, и технологии, необходимые для этого, также еще не разрешены. В принципе, отдельные этапы показывают, в какой степени автомобиль поддерживает водителя до тех пор, пока он, наконец, не начнет двигаться автономно.

Этап первый: вспомогательное вождение

Водитель полностью контролирует управление автомобилем. Системы помощи поддерживают его только при продольном или поперечном ведении, а не в обеих областях. Он должен всегда следить за своим движением. Примерными системами помощи на первом этапе являются круиз-контроль и автоматический ассистент удержания полосы движения (Lane Keeping Assistant System, LKAS). Круиз-контроль или адаптивный круиз-контроль (ACC) помогает поддерживать скорость и тормозит или ускоряет автомобиль, если расстояние до впереди идущего автомобиля слишком мало или достаточно велико.

Этап второй: частично автоматизированное вождение

На втором уровне водитель сам управляет своим автомобилем. Однако, в отличие от первого уровня, поддерживается как продольное, так и поперечное наведение. Автомобиль может выполнять определенные действия без водителя. Отличие от первого уровня состоит в том, что водитель может на мгновение убрать руки с рулевого колеса во время действий, которые берет на себя транспортное средство. Тем не менее, он должен убедиться, что вспомогательные системы работают должным образом, и, при необходимости, вмешаться и устранить неисправности самостоятельно.

Примерами систем помощи водителю являются поддержка автомобиля при парковке и удержании в полосе движения, а также адаптивный круиз-контроль или автоматический аварийный тормоз. Когда эти системы помощи водителю взаимно блокируются, виртуально связаны с блоком управления и, таким образом, работают в полуавтоматическом режиме, можно говорить об уровне 2+.

Уровень третий: высокоавтоматизированное вождение

В определенных ситуациях водитель может отвлечься от вождения и своей задачи по управлению автомобилем на более длительный период времени, например, разговор по телефону. Однако, в зависимости от ситуации/производителя, автомобиль может попросить его вернуться к своей задаче вождения. Водитель может быть привлечен к ответственности только в том случае, если он сознательно проигнорировал запрос транспортного средства. Пока не уточняется, будет ли применяться запрет на использование мобильных телефонов транспортным средствам третьего уровня, какова реализация идеи о том, что водитель сам возьмет на себя управление автомобилем и кто должен будет заплатить штраф, если транспортное средство не отвечает.

Этап четвертый: полностью автоматизированное вождение

Транспортное средство движется независимо, без какого-либо вмешательства со стороны водителя, но водитель должен быть готовым иметь возможность вмешаться. На четвертом этапе разработки автомобиль должен не только двигаться самостоятельно, но и уметь распознавать очень сложные городские дорожные ситуации и справляться с ними. Если водитель засыпает (проблемы со здоровьем), а предупреждение требует его внимания, автомобиль будет осторожно тормозить и остановиться.

Когда водитель не спит, он может действовать соответственно. И даже если пункт назначения достигнут, а водитель не хочет садиться за руль, автомобиль должен самостоятельно перейти в безопасное состояние. Теоретически водитель четвертого уровня больше похож на пассажира, чем на водителя.

Уровень пятый: автономное вождение

Водитель становится пассажиром, автомобиль берет на себя все функции управления автомобилем (автономно), также возможны поездки без пассажиров. Автомобиль способен преодолевать любые дорожные ситуации, погодные условия грунта без вмешательства человека, поэтому пассажиры транспортного средства не несут ответственности за нарушения. В случае повреждения ответственность несут производитель или владелец транспортного средства. Но и здесь правовая база еще не ясна, равно как и права и обязанности производителей транспортных средств, программного обеспечения и страховых компаний.

Кроме того, инфраструктура также должна быть современной — вопрос о том, могут ли уровни четвертый и пятый когда-либо быть реализованы в будущем или, если да, то и повсеместно/глобально, в настоящее время остается под вопросом. Все это также вопрос стоимости, поэтому крупные производители транспортных средств рассматривают возможность использования маршрутных автобусов и роботов-такси, поскольку они имеют более высокую загрузку пропускной способности и, следовательно, они более рентабельны.

Если функция вождения предназначена только для движения по автомагистрали, автомобиль нельзя использовать на других дорогах. Чем больше автомобиль может взять на себя и чем меньше должен вмешиваться водитель-человек, тем больше возникает вопрос об ответственности в случае повреждения. В будущем техническая документация поездок на автомобиле в случае полностью автоматического вождения будет передаваться черному ящику или запоминающему устройству, установленному в транспортном средстве.

Помимо информации о местоположении и времени, он сохраняет, например, была ли техническая неисправность в аварии или не отреагировал ли водитель вовремя. Журналы маршрутов также не должны записываться.

В случае повреждения компьютера ответственность производителя устанавливается на Федеральное министерство транспорта и инфраструктуры. Однако на данный момент это не кажется таким простым, поскольку есть, например, лазейки в ответственности за качество продукции. Чтобы добиться большей ответственности со стороны производителей, должны последовать дальнейшие правовые изменения.