Здоровье водителя – необходимое условие безопасных поездок. В правилах дорожного движения упоминается, что автомобилист обязан обратить внимание на самочувствие, выспаться, отдохнуть, быть в пути трезвым и уравновешенным. Неслучайно перед занятиями в автошколе каждый идет на медицинское обследование для определения пригодности к вождению. Профессионалы проходят медосмотр перед выездом на рейс.

Ухудшение состояния провоцируют усталость, недосыпание, недостаток кислорода в салоне из-за выхлопных газов, стрессовая ситуация на дороге. Реже воздействует внешняя среда: природные катаклизмы, изменения погоды с перепадами температуры. На трассе с таким водителем становится опасно.

При ухудшении самочувствия водителя

  1. Перед каждой поездкой проверять состав аптечки. Не забывать брать с собой средства экстренной медицинской помощи и лекарства ежедневного употребления. Консультация врача поможет исключить медикаменты, влияющие негативно на внимание и реакцию.
  2. Избежать катастрофы можно двумя путями – действиями самого пострадавшего либо пассажиров. В ситуации с одиноким водителем помочь некому.

Без паники, четко, последовательно выполнить следующие рекомендации:

  1. Немедленно предупредить участников движения о предстоящей опасности – включить аварийную сигнализацию.
  2. Снизить скорость движения и скорее остановиться.
  3. Отъехать с дороги вправо на обочину или другое место, чтобы не мешать сопутствующему транспорту.

Задачи водителя

Если человек еще в состоянии управлять автомобилем, то в дальнейшем останавливается.

На автомобиле с механической коробкой передач:

  1. Перевести рычаг переключения скоростей на минимум. Педаль торможения нажать вниз до упора, «выжать» сцепление и переключиться на 1 передачу.
  2. Заглушить двигатель ключом зажигания, поворачивая в замке против часовой стрелки на пол-оборота (1 щелчок). Полный оборот приводит к блокировке рулевого управления – произойдет авария.
  3. После отключения мотора машина постепенно останавливается. Вращением руля водитель продолжает контролировать движение. Не забывать соблюдать дистанцию, поворачивая автомобиль вправо к обочине до полной остановки. Важно уйти с шоссе, чтобы не столкнуться с ближайшим транспортом.
  4. При малой скорости экстренная остановка допустима ручным тормозом. Нажать на «ручнике» кнопку разблокировки и потянуть вверх до упора, избегая резких движений. Использование ручного тормоза на 3-4 передаче нежелательно из-за «заносов».

Дополнительно снизить скорость поможет:

  1. «Виляние» авто из стороны в сторону. Можно выполнить только на сухом твердом покрытии, достаточном для маневра.
  2. На средней и маленькой скорости прижимание к бордюру.
  3. Поворот машины с дороги в придорожный кустарник, сугроб, мусорную кучу или другое подходящее препятствие.
  4. Иногда спасает спуск в кювет с покатым склоном.

С автоматической КПП двигатель останавливается иначе.

  1. Последовательность та же, но заглушить мотор на ходу не получится.
  2. Для снижения скорости движок коробки передач переводится в нейтральное положение – обозначается буквой N. Далее машина постепенно замедляется накатом. Остается только правильно «рулить» до полной остановки.
  3. В последних моделях «автоматов» вместо ключа зажигания кнопка. Нажатием на нее отключается двигатель, а «ручником» производится дополнительное торможение.

Действия пассажира

  1. Водитель почувствовал слабость, недомогание или теряет сознание и не в состоянии далее вести машину. Ситуация крайне опасна, так как неуправляемый транспорт – причина аварии. В роли спасателя выступает пассажир на переднем сиденье, которому важно не растеряться и мгновенно отреагировать.
  2. Иногда временное отключение сознания человека восстанавливается несложными манипуляциями. В течение 2-3 секунд пассажир пробует «растормошить» автомобилиста – громко окликнуть, включить музыку на полную мощь, уколоть ключом, авторучкой и т.п., резко толкнуть или ущипнуть.
  3. Если не помогает, то останавливаться придется самостоятельно. Промедление смертельно.
  4. Включить аварийную сигнализацию кнопкой, обозначенной красным треугольником на панели управления, предупредить окружающих о неполадках.
  5. Освободить себя и водителя от ремней безопасности для свободы движений. Педаль тормоза лучше не трогать – не дотянуться и терять время.
  6. Отключить двигатель ключом зажигания на неполный оборот влево (против часовой стрелки), чтобы избежать блокировки руля.
  7. Удерживать руль и направлять машину вправо к обочине в зону безопасности.
  8. Ручной тормоз привести в рабочее состояние кнопкой на конце рычага и плавно перевести из горизонтального в вертикальное положение.
  9. Продолжать контролировать движение до полной остановки.
  10. Вызвать «неотложку» и оказать пострадавшему первую помощь.

Заключение

Автомобилисту перед поездкой требуется трезво оценивать состояние здоровья и принимать профилактические меры. Пассажиру в критический момент быть готовым помочь водителю.