В жизни каждого родителя наступает момент, когда он обязан ознакомить ребёнка с одной из сторон нашей многогранной жизни – поведению возле дороги, на дороге. Одними словесными объяснениями, возможно, и наказаниями, родителям не обойтись. Чтобы получить результат, необходимо знать и учитывать психологические, индивидуальные особенности ребёнка-дошкольника, школьника в процессе научения.
Возраст от трёх лет до пяти
- В основном дети этой возрастной категории активны, непредсказуемы. У них постоянная тяга к движению.
- Слабо развит глазомер. Правильно определить расстояние до приближающегося транспорта для них невозможно.
- Малыши проявляют высокую эмоциональность и не способны контролировать своё поведение. Вполне возможна ситуация, когда, заигравшись, выбегают на проезжую часть дороги, даже не подумав, что делают.
- Не способны быстро сообразить, что впереди опасность.
Возраст от пяти до семи лет
- Могут делать умозаключения. Понимают, почему в одной ситуации разрешено спокойно переходить дорогу, а в другой нет. Хорошо знают и помнят цветовую гамму, значит, и значения сигналов светофора.
- Способны решать несложные задачки, в том числе и жизненные.
Возраст младшего школьника – 7-10 лет
- Внимание неустойчивое и ребёнок часто отвлекается. Не может долго сосредотачиваться.
- Слабая координация движений, плохая ориентация в пространстве.
- Отсутствует навык быстрого принятия решения. В момент опасности, испуга включаются тормозные процессы в нервной системе и вот она – растерянность.
Рекомендации родителям
- Главное, что должно помнить – дети берут пример с взрослых. Осторожно со своими действиями. Прежде всего, самим соблюдать все правила дорожного движения, в присутствии детей обязательно.
Переходить дорогу только на зелёный сигнал, по зебре, при наличии соответствующего знака.
- Держать малыша за руку.
- Научить ребёнка просить помощи у взрослого перевести его через дорогу, если он оказался там один.
- Выходить из общественного транспорта или личного автомобиля первыми, по ходу объяснять, что
- машину, автобус, троллейбус обходить сзади,
- трамвай спереди,
- прежде чем перейти, всегда смотреть на дорогу.
- Видя вместе с ребёнком различные нарушения, тут же обращать на это внимание и разъяснять, почему так нельзя.
- Обучать в игре. Можно создать условия в квартире или во дворе. Желательно использовать атрибутику – машинки, светофор, деревья, дорогу, людей. Создавать провокационные ситуации и давать ребёнку возможность решать их самостоятельно. Если надо, то помочь наводящими вопросами. Важно разобрать причины возникновения нарушения, что сделано неправильно и к каким последствиям это может привести. Примерами из новостей демонстрировать опасность небрежного отношения к дороге и правилам поведения на ней. Но ни в коем случае не показывать фотографии погибших людей. Детская психика ранима.
- Обучение в реалистичных условиях. Вместе с ребёнком проходить различные маршруты, особенно дорогу в будущую школу. Обсуждать любые нестандартные ситуации:
- гололёд,
- туман,
- сломанный светофор.
Неоднократное повторение улучшит восприятие и запоминание. Дать возможность пройти этот путь самостоятельно, но под неусыпным наблюдением взрослого.
После такой проделанной работы, есть уверенность, что ребёнок справиться с дорогой, не будет её бояться и не подведёт ни себя, ни взрослых.