В жизни каждого родителя наступает момент, когда он обязан ознакомить ребёнка с одной из сторон нашей многогранной жизни – поведению возле дороги, на дороге. Одними словесными объяснениями, возможно, и наказаниями, родителям не обойтись. Чтобы получить результат, необходимо знать и учитывать психологические, индивидуальные особенности ребёнка-дошкольника, школьника в процессе научения.

Возраст от трёх лет до пяти

  1. В основном дети этой возрастной категории активны, непредсказуемы. У них постоянная тяга к движению.
  2. Слабо развит глазомер. Правильно определить расстояние до приближающегося транспорта для них невозможно.
  3. Малыши проявляют высокую эмоциональность и не способны контролировать своё поведение. Вполне возможна ситуация, когда, заигравшись, выбегают на проезжую часть дороги, даже не подумав, что делают.
  4. Не способны быстро сообразить, что впереди опасность.

Возраст от пяти до семи лет

  1. Могут делать умозаключения. Понимают, почему в одной ситуации разрешено спокойно переходить дорогу, а в другой нет. Хорошо знают и помнят цветовую гамму, значит, и значения сигналов светофора.
  2. Способны решать несложные задачки, в том числе и жизненные.

Возраст младшего школьника – 7-10 лет

  1. Внимание неустойчивое и ребёнок часто отвлекается. Не может долго сосредотачиваться.
  2. Слабая координация движений, плохая ориентация в пространстве.
  3. Отсутствует навык быстрого принятия решения. В момент опасности, испуга включаются тормозные процессы в нервной системе и вот она – растерянность.

Рекомендации родителям

  1. Главное, что должно помнить – дети берут пример с взрослых. Осторожно со своими действиями. Прежде всего, самим соблюдать все правила дорожного движения, в присутствии детей обязательно.

Переходить дорогу только на зелёный сигнал, по зебре, при наличии соответствующего знака.

  1. Держать малыша за руку.
  2. Научить ребёнка просить помощи у взрослого перевести его через дорогу, если он оказался там один.
  3. Выходить из общественного транспорта или личного автомобиля первыми, по ходу объяснять, что
  • машину, автобус, троллейбус обходить сзади,
  • трамвай спереди,
  • прежде чем перейти, всегда смотреть на дорогу.
  1. Видя вместе с ребёнком различные нарушения, тут же обращать на это внимание и разъяснять, почему так нельзя.
  2. Обучать в игре. Можно создать условия в квартире или во дворе. Желательно использовать атрибутику – машинки, светофор, деревья, дорогу, людей. Создавать провокационные ситуации и давать ребёнку возможность решать их самостоятельно. Если надо, то помочь наводящими вопросами. Важно разобрать причины возникновения нарушения, что сделано неправильно и к каким последствиям это может привести. Примерами из новостей демонстрировать опасность небрежного отношения к дороге и правилам поведения на ней. Но ни в коем случае не показывать фотографии погибших людей. Детская психика ранима.
  3. Обучение в реалистичных условиях. Вместе с ребёнком проходить различные маршруты, особенно дорогу в будущую школу. Обсуждать любые нестандартные ситуации:
  • гололёд,
  • туман,
  • сломанный светофор.

Неоднократное повторение улучшит восприятие и запоминание. Дать возможность пройти этот путь самостоятельно, но под неусыпным наблюдением взрослого.

После такой проделанной работы, есть уверенность, что ребёнок справиться с дорогой, не будет её бояться и не подведёт ни себя, ни взрослых.