Когда автомобиль взбирается в гору, он запасает потенциальную энергию. При спуске выглядит разумным эти запасы израсходовать на полезное перемещение, а не бестолково сжечь во время торможения двигателем. Тормозами в любом случае не получится, на хорошей горе они сгорят раньше. Поэтому возникает желание перевести рычаг КПП в нейтральное положение и долго катиться, ничего на это не расходуя. Но делать так не разрешается, это всем объясняют ещё в автошколах. Остаётся выяснить – почему?

Чем так привлекательно движение на нейтрали

Двигатель во время свободного качения работает на холостых оборотах, почти вообще ничего не потребляя. Если точно – то примерно пару стаканов топлива в час. Поскольку время тут измеряется минутами, а не часами, то таким расходом можно пренебречь. Получается, что перемещение на значительное расстояние достигнуто лишь за счёт накопленной энергии. Которая, в свою очередь, стала побочным явлением другого полезного перемещения – подъёма на гору. Почти вечный двигатель. Так может надо прекратить вообще ездить по равнине и заняться экономией топлива в горах?

Хорошо лишь то, что можно регулировать

Можно действительно потратить накопленный потенциал с максимальной выгодой. Но только в идеальных условиях, которые потому и идеальны, что в реальной жизни не случаются.

Реальная дорога всё равно заставит сбрасывать скорость. Причин может быть несколько:

  • слишком большой уклон, машина наберёт опасный ход;
  • помехи на дороге в виде других машин и пешеходов;
  • перекрёстки, светофоры и населённые пункты, общее ограничение скорости;
  • наличие поворотов, тем более спуск по серпантину;
  • слишком большие аэродинамические затраты после набора значительной скорости.

То есть, если нет строго определённого уклона, где машина наберёт оптимальную скорость и не более, прямой дороги и полного отсутствия помех, то всё равно придётся тормозить. И вот тут могут возникнуть неприятности.

Далеко не каждый человек способен включить передачу из нейтрального положения быстро и так, чтобы ничего при этом не поломать. Таким приёмам учат спортсменов, остальным лучше не рисковать. А включать передачу придётся, поэтому выход тут один – не выключать её заранее. Причём выбрать именно ту, на которой данная машина могла бы свободно забраться на этот конкретный подъём, если ехать в противоположном направлении. Такое простое мнемоническое правило. Опытные водители всегда могут его подкорректировать в сторону понижения или повышения. Только так можно будет контролировать поведение машины, а не смотреть, как она разгоняется, надеясь на тормоза. Бесполезно на них надеяться. Их способность поглощать энергию сильно ограничена, колодки просто сгорят, и машина останется вообще без тормозов.

А что касается экономии, то в современных автомобилях существует режим принудительного холостого хода. Когда машина катится с горы при включённой передаче, обороты двигателя растут, а педаль газа отпущена. Блок управления определяет этот режим как торможение двигателем, а значит топливо ему не требуется. Форсунки автоматически закрываются, бензин не расходуется вообще.